История стиля

Легенда о Вин Чун начинается во времена манчжурской династии Цин (1644 - 1911) с упоминания монастыря Шаолиньсы ("Молодой Лес"). По всей вероятности, Южный Шаолинь был не только религиозной святыней, но также и центром подготовки народных бойцов для будущего восстания противников династии Цин. Таким образом, уничтожение такого источника антиправительственной деятельности было только вопросом времени. Шаолинь был окружен отрядами маньчжуров под руководством генерала Чан Ван Хоа, и одновременно подожжен изнутри монахом-предателем. Но разрушение храма не принесло окончательной победы. Из горящего монастыря удалось бежать и скрыться «пяти старшим». Этими пятью старшими были: настоятель храма Джи Шим Сим Си (учитель чань-буддизма «Добрая Воля»), Фунг Дао-Дук, Миу Хин, Бак Мей Дао Ян («даос Белая Бровь»), а также монахиня Нг Муи Си Тай («Пять Слив»).


Нг Муи (У Мей) бежала в Байхесы (храм Белого журавля) на горе Далянг. Там, как гласит легенда, на границе провинций Сычуань и Юнань, Нг Муи стала свидетельницей борьбы между журавлем и змеей. Змея обвила своим телом длинные ноги птицы и пыталась ужалить, а журавль, используя сильные крылья и острый клюв, бил ими змею. Они сражались, стоя на одном месте, нанося друг другу молниеносные и точные удары. Эта сцена была столь впечатляющей, что навсегда отпечаталась в памяти монахини и не оставляла ее в покое. Вдохновленная этой встречей, она объединила движения животных со своей шаолиньской техникой и создала принципиально новое воинское искусство, пока еще не имеющее названия.

Со временем Нг Муи взяла ученика – девушку по имени Йим Вин Чун и обучила ее этой безымянной системе. Йим славилась своей красотой и умом и понравилась местному богатому негодяю, который попытался принудить ее вступить в брак. Единственным человеком, к которому девушка могла обратиться за помощью и поддержкой, была мудрая монахиня Нг Муи.

После смерти монахини Йим Вин Чун продолжала тренироваться и искать пути совершенствования стиля. Однажды она увидела бой между тигром и леопардом, которые дрались на узкой тропе в ущелье из-за добычи, лежавшей на склоне горы. Тигр был бесстрашен, мужественен и жесток, а леопард - хитер, ловок и гибок. Оба зверя вынуждены были держаться близко друг к другу из-за опасности сорваться со скалы в пропасть и применяли короткие шаги, быстрые удары, увертываясь от лап противника.

Это сражение тигра и леопарда натолкнуло Йим Вин Чун на мысль о расширении возможностей воинского искусства, созданного Нг Муи. Совместив техники змеи, журавля, тигра и леопарда, Йим Вин Чун поняла, что, наконец, пришло время исполнить заветную мечту своей учительницы Нг Муи и создать новый стиль, предназначенный для гибкого и ловкого тела женщины. После долгих исканий была создана совершенная техника, соединившая в себе ценности школы Шаолинь с новыми образами животных.

Йим Вин Чун разработала особый тип нанесения ударов, при котором не требуется большой физической силы. Удар кулаком наносился по прямой от центра груди, а блоки выполнялись в виде подставок и наложений ладоней на атакующие конечности противника. Она создала и новую тактику боя - близко подходила к противнику, лишая его, таким образом, возможности «разогнать» свой удар и воспользоваться превосходящей физической силой, и нанося удары ногами в область голени противника, сковывая его передвижения и атаки ногами.

Вернувшись домой, Йим Вин Чун вновь столкнулась с богатым поклонником, не оставлявшим надежды сделать ее своей наложницей. Используя искусство, освоенное под руководством Нг Муи, Вин Чун вызвала на поединок и победила своего непрошенного поклонника, отвадив его, и прочно установив за собой репутацию искусного бойца.

Некоторое время спустя Йим Вин Чун вышла замуж за торговца солью по имени Леунг Бок-Чао. Йим обучила боевому искусству Нг Муи своего мужа, который в ее честь назвал стиль Вин Чун куен (кулак Вин Чун). От Леунг Бок-Чао стиль перешел к Хунь Суен (актеру труппы Оперы "Красная Джонка"), врачу Леунг Лан-Кваю. Леунг Лан-Квай передал искусство Вонгу Ва-Бо и Леунгу Йи-Таю, также артистам Оперы "Красная Джонка".


Согласно легенде, Леунг Йи-Тай был гребцом Китайской оперной труппы, управлявшим лодкой при помощи длинного шеста. На лодке Леунг помогал обучавшему его повару, в действительности – Джи Шиму, бывшему настоятелю храма Шаолинь, находящемуся в бегах. Джи Шим решил обучить Леунга известной технике "Шесть с половиной ударов шестом" и ее применению. Скоро Леунг мастерски овладел этой техникой, позже он встретил другого специалиста боевых искусств по имени Вонг Ва-Бо, мастера Вин Чун куен. Они стали близкими друзьями и обменялись принципами своих боевых искусств. Они решили заняться торговлей и взаимным обучением. После многочисленных переработок техника "Шесть с половиной ударов шестом" была включена в методику тренировки Вин Чун.

Вонг Ва-Бо и Леунг Йи-Тай обучили доктора Леунга Джана из Фошаня, прославившего Вин Чун своими подвигами, многие из которых впоследствии были романтизированы в рассказах и кино. Доктор Леунг Джан, прозванный за мастерство боя «королем Вин Чун», имел множество учеников, среди которых были его собственные сыновья Леунг Чун и Леунг Бик, а также ученик по имени Чан Ва-Шун. 

Чан Ва-Шун (Меняла Ва) оказался непревзойденным в практике Вин Чун. Большой и сильный человек, Чан был неизменным победителем в многочисленных поединках и тем самым упрочил репутацию Вин Чун в Фошане. Среди шестнадцати учеников Чан Ва-Шуна был и Ип Ман. Это был тот самый Ип Ман, последний ученик Чана Ва-Шуна, которому было суждено навсегда изменить историю Вин Чун.
В то время для последователей Вин Чун держать свои знания в тайне было обычным делом. Поэтому и Ип Ман вначале никого не обучал. Если бы ничего не изменилось, Ип Ман вероятно остался бы в Фошане, и Вин Чун скорее всего никогда не получил бы такой мировой популярности.

Однако, скоро Китай охватили ветры перемен - в 1949 году после поражения Националистов и их отступления в Tайвань власть захватила Коммунистическая партия Мао Цзедуна. Ип Ман потерял свои накопления и недвижимость и не имел другого выбора, кроме как бежать с родины.

В конце 1949 года, судьба привела Ип Мана в Гонконг. Уже немолодой и не богатый, Ип стал профессиональным инструктором Вин Чун в Ассоциации работников ресторанов Гонконга.

Весной 1950 года, у Ип Мана было не более дюжины учеников. Некоторое время спустя он начал обучать другую группу, в которой было уже более 24 учеников. К 1951 году третий класс насчитывал более сорока человек. Вин Чун был популярен среди работников ресторана, и его слава росла, привлекая также людей, не являющихся членами Ассоциации. Наконец-то, после десятилетий тайны Вин Чун начал преподаваться для широкой публики.
 

Однако, Ип Ман, будучи приверженцем старой школы, настоятельно рекомендовал своим последователям воздержаться от обучения иностранцев технике Вин Чун. Первым, кто не последовал этому призыву, был один из его учеников - известный киноактер Брюс Ли. Китайские мастера неоднократно пытались заставить его закрыть свою школу. А когда Брюс Ли захотел изучить у своего учителя последние техники из формы с деревянным манекеном и даже предложил за это купить ему большую квартиру, Ип Ман ответил резким отказом. Поэтому Брюс Ли был вынужден создать на базе Вин Чун собственную систему Джит Кун-до («Путь опережающего кулака»), с добавлением филиппинской техники боя палкой (эскрима) и других не только азиатских, но и западных стилей боя. Брюс Ли ввел в свою систему прыжки, высокие удары ногами, а также различные элементы из бокса и борьбы. Собственно Вин Чун был вскоре забыт, но легенда о связи «Маленького Дракона» и Вин Чун осталась в умах многочисленных поклонников кунг-фу.

 

Кроме Вин Чун Ип Мана существуют и другие направления, как в самом Китае, так и в других странах Юго-Восточной Азии. Основными стилями Вин Чун, получившими более или менее широкую известность, являются:

• Фуцзянский Вин Чун;
• Хайбань Вин Чун (Вин Чун из оперы);
• Хун суэнь Вин Чун (Вин Чун "Красной джонки", при этом различают стили семьи Ху и Хуан);
• Вин Чун Джи Шима;
• Вин Чун Цзю Ваня;
• Вин Чун Ли Шина;
• Вин Чун Лян Гуаньминя;
• Вин Чун Пан Нама;
• Вин Чун Фэн Шаоцина;
• Вин Чун Юань Цишаня (Йен Кай-Сан Вин Чун);
• Пао Фа Льен Вин Чун (Вин Чун Лю Дашена, включающий элементы Тай Цзи Цюань и южного Богомола);
• Футсао Вин Чун (Вин Чун "рук Будды", содержащий техники южного Богомола);
• Гулао Вин Чун (Вин Чун из деревни Гулао);
• Наньян Вин Чун (Вин Чун стран Юго-Восточной Азии);
• Малайский Вин Чун;
• Вьетнамский Вин Чун.

На фото: Атлетическая Ассоциация Вин Чун
(Ving Tsun Athletic Association), центр искусства Ип Мана в Гонконге.


В настоящее время стиль Вин Чун получил широкое распространение во всем мире. Школы различных мастеров расположены по всей Европе, в Великобритании, Австралии, США, Канаде. В России и странах СНГ наиболее популярны две ветви Вин Чун – гонконгская (Вин Чун Ип Мана) и вьетнамская, берущая свое начало от мастера Те Конга.